ЛИЦЕВОЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД ИОАННА ГРОЗНОГО 16 ВЕК СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Март 15, Напишите нам. Сегодня 7 год от Адама год от Воплощения Христова Скачать календарь на год. На сегодняшний день Царь-книга частями хранится в Москве в Государственном историческом музее и Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке и Библиотеке академии наук. Как явствует из приведенного летописного свидетельства, сильно пострадали постройки на царском дворе, были уничтожены и частью попорчены многочисленные произведения искусства. И все дворы в граде погореша, и на граде кровля градцкая, и зелие пушечное, где б на граде, и те места разорвашася градные стены Ирина Андрей, если вы обратили внимание, на издание Лицевого летописного свода было потрачено несколько лет ежедневной работы большой группы различных специалистов. Книга 9 Лицевой летописный свод Ивана Грозного.

Добавил: Shagal
Размер: 22.77 Mb
Скачали: 90095
Формат: ZIP архив

Эти годы насыщены фактами, богаты произведениями искусства, характерны новым отношением к задачам искусства, его роли в общем укладе молодого централизованного государства, и, наконец, они примечательны отношением к творческой личности художника и попытками регламентировать его деятельность, более чем когда-либо подчинить ее задачам полемическим, привлечь к участию в напряженном драматическом действе государственной жизни.

Впервые в истории русской художественной культуры вопросы искусства становятся предметом прений на двух церковных соборах и гг. И именно в это время осуществляется грандиозный художественный проект: Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс.

Грандиозный «бумажный» проект Ивана Грозного! Хронологические рамки этих явлений в художественной жизни Русского чвод государства второй половины XVI.

Венчание Ивана IV 16 января г. Опираясь на литературные источники конца предшествующего столетия, Макарий разработал самый ритуал царского венчания, введя в него необходимую символику. Идеологию единодержавства должны были, по замыслу Макария, отражать письменные источники эпохи и в первую очередь летопись, книги царского родословия, круг годового чтения, какими являлись составленные под его руководством Четьи Минеи, а также, по-видимому, предполагалось обратиться и к созданию приличествующих случаю произведений изобразительного искусства.

Что замыслы обращения ко всем видам художественной культуры с самого начала были грандиозны, показывает размах литературных трудов того времени.

Трудно, однако, представить себе, какие формы приняло бы осуществление этих замыслов в области изобразительного искусства и в какие сроки они были бы реализованы, если бы не пожар в июне г.

И бысть буря велика, и потече огнь, якоже молния, и пожар силен промче И обратися буря на град болший, и загорелся во граде у соборные церкви Пречистыа верх, и на царьском дворе великого князя на полатах кровли, и избы древяные, оицевой полаты, украшеные златом, и Казенной двор и с царьскою казною, и церковь на царьском дворе у царьские казны Благовещение златоверхаа, деисус Андреева письма Рублева, златом обложен, и образы, украшеныа златом и бисером многоценныа Греческаго писма прародителей его от многих лет собранных А в городе все дворы и полаты горяше, и Чюдовской монастырь выгоре весь, едины мощи святого великаго чюдотворца Алексеа Божиим милосердием сохранены бысть И Вознесеньской монастырь такоже весь бицевой, И все дворы в граде погореша, и на граде кровля градцкая, и зелие пушечное, где б на граде, и те места разорвашася градные стены Пожар 21 июня г.

Как явствует из приведенного сввод свидетельства, сильно пострадали постройки на царском дворе, были уничтожены и частью попорчены многочисленные произведения искусства. Летописная миниатюра из Лицевого свода XVI века. Но в еще большей степени пострадали московские жители.

Иван IV вынужден был назначить следствие. Взволнованные пожаром, московские черные люди, как разъясняет ход дальнейших событий Продолжение Хронографа г. Юрий Глинский лерописный спрятаться в Дмитровском приделе Успенского собора.

Митяй Михаил и свт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Этим выступление черных людей не кончилось. Черные люди требовали выдачи Анны Глинской и ее сына Михаила.

Масштабы выступления черных людей оказались достаточно велики, готовность к военному выступлению свидетельствовала о силе народного гнева. Этому восстанию предшествовали выступления недовольных по городам летом г.

С ними должно было считаться ближайшее окружение молодого царя, определявшее политику х — х годов. Организованное восстание московских низов в основном было направлено против боярского самовластия и произвола, особенно болезненно отражавшегося в годы юности Ивана IV на судьбах широких народных масс, и оказало определенное влияние на дальнейшее развитие внутренней политики.

  ГЛУХОВЦЕВ МАДЬЯР СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Одна из книг Лицевого свода XVI века. Вероятнее всего, правы те из историков, кто считает Московское восстание после пожара г. Не лишены основания попытки найти вдохновителей восстания в ближайшем окружении Ивана IV. Однако инспирированное извне, оно, отражая протест широких народных масс против боярского утеснения, как известно, приняло размах неожиданный, хотя и совпавший в своей направленности с новыми тенденциями формировавшегося правительства х годов.

Но вместе с тем его масштабы, быстрота и сила народной реакции на события были таковы, что нельзя было не принять во внимание значительности выступления и тех его глубоких социальных причин, которые, независимо от влияния правящих политических партий, вызвали к жизни народные волнения.

Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга.

Все это усугубило сложность политической ситуации и во многом способствовало широте замысла и поисков наиболее действенных средств идеологического воздействия, среди которых существенное место заняли новые по своему содержанию произведения изобразительного искусства.

Можно думать, что разрабатывая план политических и идеологических мер воздействия на широкие народные круги, решено было обратиться и к одному из самых доступных и привычных воспитательных средств — к становой и монументальной живописи, в силу емкости своих образов, способной грознрго привычной назидательной тематики вести к более широким историческим обобщениям. Помимо воздействия на московских черных людей, а также бояр и людей лпцевой, произведения живописи призваны были оказывать непосредственное воспитательное действие и на самого молодого царя.

Иван Грозный на свадьбе Симеона Бекбулатовича.

Библиотека

Важно было заинтересовать Ивана IV общим планом восстановительных работ в такой мере, чтобы идейная направленность их была, как бы предопределена самим государем, исходила от него напомним, что несколько позднее аналогично организовывался и Стоглавый собор. Инициатива восстановительных работ была разделена между митрополитом Макарием, Сильвестром и Иваном IV, который, естественно, должен был официально главенствовать.

Выгорело внутреннее убранство храмов, пожар не пощадил и царское жилище и казну царскую. Оставлять храмы без святынь было не в обычае Московской Руси. Вслед летописныый этим начались восстановительные работы. Народное восстание против татар в Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI. Таким образом, сразу определяются сферы деятельности живописцев: В качестве основных художественных центров, откуда съезжаются мастера, Сильвестром называются два города: Новгород и Псков, причем очень интересно, как складываются взаимоотношения мастеров и организаторов заказа.

Fine Books,Prints,Photographs & Icons

В частности, с новгородскими мастерами у Сильвестра, видимо, давно сложились привычные слаженные взаимоотношения. Он сам определяет, что им заказать, где им взять источники иконографии: Но так поступали в том случае, если сюжеты были традиционны. Гораздо сложнее обстояло дело, когда этих переводов не. Оборона Козельска, миниатюра 16 века из Никоновской летописи. Другая часть работ была поручена псковичам.

Лицевой свод царя Ивана IV Грозного (11 томов)

Их приглашение не было неожиданным. Обращались к псковским мастерам еще в конце XV. Правда, в то время приглашали искусных строителей, тогда как теперь — живописцев- иконников. Макарий, в недавнем прошлом архиепископ новгородский и псковской, сам, как известно, живописец, по всей вероятности, завязал в свое время отношения с псковскими мастерами. Во всяком случае, на основании выполненных заказов можно судить о достаточно значительных размерах мастерской при архиепископском дворе в Новгороде.

Общепринято мнение, что вся эта мастерская вслед за Макарием переместилась к митрополичьему двору в Москву. Псковичи, не объясняя причины, не захотели работать в Москве и обязались выполнить заказ, работая дома: Обновление храма Христа Бога нашего Воскресения. Страсти Господни в Евангельских притчах. Икона, на ней четыре праздника: Следует особо подчеркнуть, что московскими источниками традиционной иконографии явились Троице-Сергиев монастырь и Симонов монастырь.

В письменных источниках до второй половины XVI. Следует также напомнить, что в числе авторитетных источников иконографии упоминаются и новгородские и псковские храмы, в частности стенописи Софии Новгородской, храма Георгия в Юрьевом монастыре, Николы на Ярославовом дворище, Благовещения на Городище, Иоанна на Опоках, собора Живоначальной Троицы во Пскове, что весьма характерно для новгородских связей и Сильвестра и Макария.

  АРНОНКУР МОИ СОВРЕМЕННИКИ БАХ МОЦАРТ МОНТЕВЕРДИ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Не обошлось без участия Ивана IV и на этом этапе — он распределял новые иконы по храмам. Восстановительные работы после пожара г. Иван Грозный и царские иконописцы.

Художник теряет простоту и свободу взаимоотношений с заказчиком-прихожанином, ктитором храма или игуменом — строителем монастыря. Теперь заказ государственного значения строго регламентируется правящими кругами, рассматривающими искусство в качестве проводника определенных политических тенденций. Темы, сюжеты отдельных произведений или целостных ансамблей обсуждаются представителями государственной и церковной власти, становятся предметом прений на соборах, оговариваются в законодательных документах.

В эти годы разрабатываются замыслы грандиозных монументальных ансамблей, циклов станковых произведений и иллюстраций в рукописных книгах, которые в целом имеют общие тенденции. Эта идея подкрепляется многочисленными аналогиями из ветхозаветной истории, истории Вавилонского и Персидского царства, монархии Александра Македонского, римской и византийской истории. Недаром с особенным вниманием и такой тщательностью в кругу макарьевских книжников создавались хронографические томы Лицевого летописного свода.

Недаром в монументальных ансамблях храмовых росписей и росписи Золотой палаты такое значительное место отводилось историческим и ветхозаветным сюжетам, отбиравшимся по принципу непосредственной аналогии. Иван Грозный посылает послов в Литву.

Не менее важное место в общем замысле занимала идея возвеличения военных действий Ивана IV. Его военные выступления трактовались как войны религиозные в защиту чистоты и неприкосновенности христианского государства от неверных, освобождающие христиан-пленников и мирное население от татар-захватчиков и утеснителей. Наконец, не менее значительной представлялась тема религиозно-нравственного воспитания.

Она трактовалась в двух планах: Последняя тема имела еще характер личный — дело шло о духовном воспитании и самоисправлении юного самодержца. Все эти тенденции или, точнее, все эти грани единой идейной концепции по-разному реализовались в отдельных произведениях искусства на протяжении всего грозненского царствования.

Кульминацией в раскрытии и воплощении этой концепции явился период восстановительных работ — гг. Оно заменяется другим, более суровым, скорбным, порой трагедийным. Отзвуки торжества, самоутверждения, столь характерные в начальной поре, лишь изредка дают о себе знать в отдельных произведениях как запоздалые отблески былого, чтобы совсем угаснуть в начале х годов.

В конце царствования Грозного на первое место в художественной жизни выдвигается прикладное искусство. Если становится невозможным утверждать и прославлять идею единовластия как таковую, то естественно придать пышность свгд обиходу, дворцовая утварь, лрозного и царская одежда, покрытые узорочьем и драгоценностями, нередко превращаются в уникальные произведения искусства.

В непосредственной связи с ними находятся миниатюры, украшающие хронографическую часть Лицевого свода, а также миниатюры первых шести листов Голицынского тома. В миниатюрах хронографической части Лицевой летописи, в свою очередь, находят дальнейшее раскрытие темы богоустановленности единодержавной власти, введения Руси в общий ход всемирной истории, а также идея избранности московского единодержавца.

Таким образом, обозначается определенный круг литературных памятников. Битва на Косовом поле.

Непосредственным раскрытием ее подтекста являются росписи усыпальницы Ивана IV в диаконнике Архангельского собораа также сама система росписей собора в целом если считать, что дошедшая до настоящего времени его роспись полностью повторяет роспись, осуществленную не позднее г. Об этом говорит и наличие в системе росписи Золотой палаты композиций на тему Повести о Варлааме и Иоасафе, в которых современники склонны были видеть историю нравственного обновления самого Ивана IV, а под Варлаамом подразумевать все того же всесильного Сильвестра.

Таким образом, перед нами как бы звенья единого замысла. Темы, начинаясь в одном из памятников, продолжают раскрываться в последующих, читаясь в прямой последовательности в произведениях разных видов изобразительного искусства.