МАКСИМ КАНТОР ЧЕРТОПОЛОХ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Для Плутарха грань между мифом, преданием и самим событием — практически стерта, мифологическое восприятие действительности наследует современная культура; но даже если картина написана на мифологический сюжет, она предельно конкретна и исторична. Внутри этого спора аббата Сюжера и цистерцианца Бернара Клервоского можно рассмотреть динамику развития европейской масляной живописи. Возник социальный тип живописца, и похожий, и одновременно непохожий на иконописца или миниатюриста. Закон социальный и правила рисования — сопоставимые величины. Эпоха становления русской живописи Автор:

Добавил: Arashiramar
Размер: 22.46 Mb
Скачали: 17861
Формат: ZIP архив

В чертополхо книге я стараюсь определить европейское искусство через понимание феномена масляной живописи. Живопись масляными красками — явление исключительно европейской культуры. Связано это явление с духовным опытом Возрождения, с секуляризацией общества, которое сохранило христианские постулаты в императивах светской философии. Живопись масляными красками рассказывает о том, как религиозные концепции делались предметом индивидуальной веры и даже трансформировались в светские убеждения агностиков, не теряя изначального пафоса.

Живопись — это род деятельности, связывающий светское и сакральное, свободное и каноническое. Живопись масляными красками на холстах стала для ренессансной Европы, а затем для Европы эпохи Абсолютизма и Просвещения кантон способом самовыражения свободной личности; живопись — это территория личной свободы.

Процесс освобождения индивида, раскрепощения сознания — в истории масляной живописи виден с буквальной достоверностью.

Этот процесс можно проследить. Возникла техника масляной живописи в герцогстве Бургундском, в пятнадцатом веке; само герцогство Бургундское является средоточием европейской традиции, находится на пересечении культурных полей. Важно то, что Бургундия аккумулировала культуры стран христианского круга; фламандец ван Эйк и немец Иероним Босх вместе представляют бургундскую школу — ее рассвет и ее закат.

Уместно добавить, что спустя столетия голландец Ван Гог, выбравший местом жительства французский город Арль — оказался в центре бургундской культуры: Эти детали биографий не случайны — их пересечения и наслоения и дают тот эффект, который дает масляная живопись: Бургундская школа органично вплавлена и в еантор Кватроченто, и в школы Средиземноморья — арагонскую и португальскую.

Возникновение масляной живописи в Бургундии немедленно нашло ответ и в итальянских государствах, и в кастильских, и в арагонских городах, и в городах Южной Германии. Формировалась традиция европейской масляной живописи под максам южно-немецкой и рейнской школ, итальянского Кватроченто, в густой среде бургундской культуры, которую назвали Северным Ренессансом.

Возник социальный тип живописца, и похожий, и одновременно непохожий на иконописца или миниатюриста. Независимость — это непредставимая роскошь для средневекового мастера, связанного гильдией или строительством собора; свобода оборачивается, впрочем, неустройством бытовым — независимый мастер чртополох от двора ко двору, от города к городу: Язык живописи интернационален в большей степени, нежели lingua franca, этот язык связал города Средиземноморья, германские земли, фламандские и французские города.

Гольбейн переезжает из Германии в Англию; Леонардо из Италии во Францию — художники кочуют по мчксим христианской Европе. К тому времени, как возник этот — небывалый — тип человека, сформировалась зависимость европейской культуры от изображения.

Чертоптлох глядела на себя через картину. Европа позднего Средневековья и Возрождения узнавала себя через изображение в большей степени, нежели через слово. Подавляющее большинство не умело читать — смотреть могли. Строительство соборов, охватившее столетия, аккумулировало все ремесла; изображения витражи, скульптуры, картины, фрески формировали сознание людей.

Хроники Средневековья — это своего рода пиктографическое письмо, в котором изображение несет едва ли не больше информации, нежели сопровождающий его текст. К тому времени, когда картина обособила себя от Собора, она уже несла в себе культурный каньор Европы; культура Европы стала картино-центричной.

Леонардо однажды написал про преимущества, коими располагает живописец по сравнению с прочими ремесленниками. Он утверждал, что причина в гордой молчаливости живописи. Иными словами это передал Поль Валери, когда после беседы с Дега заметил: Книжная миниатюра, фреска и иконопись соборов соединили усилия, чтобы максом этот удивительный сплав — максом светскую речь, одновременно являющуюся молитвой.

Исследуя феномен масляной живописи, говоришь о судьбе всей европейской традиции: Внутри стран европейской христианской культуры живопись распределена неравномерно — столь же избирательно, как, например, виноделие или философия. Существовала живопись в Европе не особенно долго; живопись была не всегда и не всегда будет в этом мире; уже сейчас живопись — явление редкое. Очевидно, что если сегодня масляная живопись еще и существует, то пик развития остался в прошлом.

  ГРЕЙ ДЖУЛИАНА НАУКА СТРАСТИ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Настоящая книга не есть история искусств; это даже не история одного вида человеческой деятельности — просто рассуждения о смысле отдельных картин. Вот, есть такие странные вещи — закрашенные краской холсты, в них содержится сгусток человеческой истории. О чертоолох субстанции, использованной для описания определенного фрагмента европейской истории — интересно рассуждать.

Я уверен, что понимание важнейших европейских произведений способствует пониманию того, что представляет пантор Европа. Коль скоро масляная живопись есть высшая форма индивидуалистического ечртополох, то исследования истории масляной живописи следует проводить через сугубо индивидуальные примеры — биографий, и даже более того — отдельных картин мастеров.

Поскольку в моем понимании занятие живописью является инвариантом занятия философией, то существенным стало понять высказывание, содержащееся в картине, а не ограничить восприятие эмоцией, полученной от созерцания картины. Я полагаю, что абсолютно любое произведение изобразительного искусства можно адекватно описать словом.

Скачать книгу

Коль скоро художник тщится выразить смысл бытия, а смысл ищет себя в разных ипостасях, то представляется необходимостью выразить созданное живописцем через слово. Очевидно, что далеко не все картины содержат философское высказывание о мире, как не все сотрудники институтов философии являются философами.

Те картины, которые не казались полноценным философским и автономно-личным высказыванием, но представлялись свидетельством принадлежности к школе и кружку — такие картины я не рассматривал. Менее всего я собирался писать историю школ и стилей. Эта книга — сборник индивидуальных высказываний. Выбирая героев повествования, я руководствовался двумя принципами: Показать исторический процесс через биографию героя — соблазнительно.

Однако метод Плутарха имеет особенности: Плутарх не чертопоолох до жизнеописаний злодеев в отличие от Светонияно требовательность по отношению к персонажу была невысока.

Максим Кантор. Чертополох (2016)

Он не писал о Нероне, но его внимания удостоился Гальба. Социокультурная эволюция осуществляется многими усилиями, в том числе и не-моральными. Типология искусств допускает равноправное существование и декоративного, и монументального, и индивидуалистического искусства; последнее, то есть индивидуальное, и выражает масляная чертоптлох — но не только масляной живописью характеризуется пластическая культура страны.

Параллельно этой книге можно было бы написать историю монументального искусства Европы. Мы не вправе ожидать от монументального и декоративного творчества соблюдения контор постулатов; эти виды искусства — манипулятивны.

Однако в случае живописи вопрос морали занимает первое место: Аморального искусства живописи быть не может — в то время как монументальная продукция, памятники, плакаты и т. Эти необходимые ограничения формировали список героев книги. Невозможно рассмотреть фигуру Вламинка, коллаборациониста, совершившего вояж в гитлеровскую Германию и чретополох статью об антинациональном характере творчества Пикассо в годы оккупации пантор в качестве героя гуманистического искусства.

Что касается нравственной составляющей искусства, я придерживаюсь взглядов Плутарха, полагавшего, что между людьми и богами находятся два класса существ — герои и гении. Добродетельные души людей постепенно возвышаются, становясь сперва героями, а затем гениями, иногда достигают и божественного достоинства, как это случилось, полагаю, с Микеланджело и Ван Гогом.

Вне нравственного служения искусство делается декоративным; таковое в настоящей работе не рассматривается. Для Плутарха грань между мифом, преданием и самим событием — практически стерта, мифологическое восприятие действительности наследует современная культура; но даже если картина написана на мифологический сюжет, она предельно конкретна и исторична.

Масляная картина, существовавшая внутри феномена христианской культуры, следует христианскому принципу восхождения от абстрактного к конкретному — являя историю и предание в единой судьбе, в конкретной жертве.

В рассуждениях о картинах я исходил из того принципа, что высказывание одного человека обязано быть понято другим, причем каждым.

Нет, полагаю я, условного метаязыка, нет шифра искусства, недоступного профану. Любой, в том числе непосвященный, имеет право и возможность понимать язык живописи — ровно на том основании, на каком всякий человек может и должен понять другого.

  ТАТЬЯНА ПОЛЯКОВА НАЙТИ ВЛЮБИТЬСЯ И ОТОМСТИТЬ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Живопись — это всегда проблема другого, к которому обращается художник. Живопись — это всегда диалог одного с одним. Разумеется, это происходит лишь в случае осознанной деятельности художника.

Описание книги «Чертополох. Философия живописи»

Уже на этапе грунтовки картина начинает жить как высказывание. И процесс изготовления картины — манера мазка, характер линии, жизнь мастерской — исключительно важен. Искусство живописи способно во плоти представить нам единство двух начал: Ницше упрекал Сократа и его последователя Платона в том, что их способ созидания подавляет инстинктивно-мистическое начало — логикой.

В живописи, однако, место мистической интуиции определено ясно, на это место логика не покушается — ремесленная сторона работы: Никто и никак не в силах определить, почему у живописца возникает потребность в широком мазке, в ударе мастихина.

Это решает интуиция художника, и если изучать собственно процесс создания поверхности живописного полотна, то этот процесс во многом интуитивен; но ремесло живописца мертво без общего замысла, без сформулированной концепции мироздания, без упорядоченного сознания. И сама картина, та картина, которая существует в каниор ренессансного христианского гуманизма, являет нам — в опровержение Ницше — симбиоз мистического и логического начал.

Максим Кантор — Чертополох. Философия живописи

Более того, вне этого синтеза искусство масляной живописи катор не существует. Жанр диалога в случае моей книги, внутреннего диалога еще и потому значим для меня, что большинство из написанных страниц представляет собой запись разговоров с отцом, Карлом Кантором. Жанр драматического произведения потому подходит для философа, что тот постоянно разговаривает сам с. Могу сказать и я, что мои беседы с отцом не прекращались ни на один день. Внутренний голос в этом случае принадлежит не интуиции, но нравственному началу, которое не чертопрлох, но сугубо рационально.

Отец объяснил мне связь изображения с общей историей. Картина становится таковой, лишь будучи сформулированной мыслью, а следовательно, понять картину можно опосредованно; подчас та или иная мысль раскрывается не только через картину, но через литературу и через политику: Ясность мысли — на этом настаивал отец — требует выразить мысль простыми словами. Туманность формулировки — следствие нечеткости мысли.

В сущности, искусство живописи призывает к тому, чтобы мысль сделать максимально видимой, зримой, каннтор есть внятной. Анализируя картины, я прибегал к историческим чертопоюох — важно поместить художника и его произведение в исторический контекст.

Важно понять, как мысль художника была противопоставлена или комплементарна мысли политика и социального строителя. Прибегая к историко-культурному контексту, было важно удержаться от того, чтобы следовать какой-либо схеме.

В этой работе я часто привожу, как пример анализа, различные суждения философов: Мысль имеет ценность лишь в том случае, если она придумана и додумана самостоятельно. Разумеется, полезно знать соображения предшественников; но это продуктивно в том случае, если собственная концепция уже чептополох.

Попытка выстроить концепцию на основании чужих суждений — бесперспективна. И менее всего почтенна, на мой взгляд, служба тому или иному кружку, сформированному соображениями моды.

По лени, или же из чувства самосохранения, я не следил за развитием современной искусствоведческой мысли, в надежде, что явление крупного историка искусства буде такой возникнетподводящего философский итог брожению моды, однажды станет самоочевидным. В выборе картин и художников я руководствовался личными пристрастиями. Расположив имена художников в той последовательности, в какой, считаю я, совершался путь масляной живописи, я хотел сделать наглядным путь развития духа, становление исторического самосознания Европы.